Говорят: не в пище дело, а в том, чтобы душа была чиста перед Богом. Странные люди! Указывают на цель и отвергают средства, необходимые для её достижения. Один старец, встретив молодого монаха, вышедшего из харчевни, сказал ему: «Э, брат! Не доброе дело, сюда ходишь!» - «Пустяки! - отвечал тот, - лишь бы сердце было чисто». «Сколько лет живу я в пустыне, - воскликнул в изумлении старец, - и пощусь, и молюсь, и редко куда выхожу, но ещё не приобрел чистого сердца, а ты, юный, ходя по харчевням, успел приобрести чистое сердце. Диво!—и прочим земным благам? Как же после этого говорить, что есть скоромное в пост не важно?
Говорят, наконец, пост вреден для здоровья.
Удивительная вещь: сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудами, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою: наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они, заботясь не о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, - облагоухали свои тела. Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность.
Нет, не пост, не воздержание вредит здоровью, здоровье разрушается излишествами всякого рода. Кому не известно, что при воздержании в пище и питии человек чувствует себя бодрее, крепче, здоровее? Бодрость телесная поддерживает и бодрость духовных сил.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский 🕊🕊