ИСКУШЕНИЯ ДИАВОЛА: О НАПАДЕНИЯХ БЕСОВ С ВОСЬМИ СТОРОН Старец Архимандрит Клеопа (Илие): "Искушение человека с восьми сторон Изведаем искусство невидимой брани и посмотрим, со скольких сторон борют нас в нашей духовной борьбе во всякий час и в каждую минуту. А поскольку не всякий борющийся получает венец, то нам нужно иметь великое трезвение и всегдашнюю заботу о бранях мысленных и бесах, нападающих на нас, искушая, с восьми сторон: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри и извне. Искушение сзади Диавол приводит на память грехи, которые ты совершал раньше, чтобы осквернить ими твой ум; может, ты сквернословил, может, блудодействовал, может, воровал и уже перестал делать это, но он напоминает тебе об этом. Наша память утверждается мысленным представлением того зла, которое мы совершали, когда проводили жизнь беспечно и не имели хранения ума. Какова его цель? Напомнить тебе об этом, может, ты опять начнёшь заниматься этим. Когда ты видишь, что диавол приводит тебе на память помыслы, которые ты бросил, и грехи, которые больше не совершал, знай, что он искушает тебя сзади тем, что ты уже забыл. Он не хочет, чтобы ты забывал это, он хочет напоминать тебе об этом, чтобы искушать тебя им. Искушение спереди Когда мы беспокоимся умом своим о том, что, нам кажется, стрясётся с нами, мы искушаемся спереди. «Ой, я состарюсь; придёт болезнь; начнётся война; наступит голод; начнётся потоп; тот-то следит за мной, он готовит мне зло; на меня нападут, меня ограбят...», – и начинаешь волноваться умом своим из-за того, что, как ты полагаешь, постигнет тебя. И волнуешься ты попусту, ведь никто не знает, что будет. А враг, чтобы ты не был мирен, наводит тебе на ум всяческие помыслы. Эти образы враг приводит нам на ум с тем, чтобы тревожить и ужасать нас тем, что, как мы думаем, постигнет нас. Но на эти искушения у нас имеется слово Спасителя: не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Искушение слева Каждый раз, когда мы, зная, что это грех, всё же дадим обмануть себя и начнём совершать его умом, словом или делом, мы будем искушаться слева. Я знаю, что много есть грешно, но ем много; знаю, что грешно пить, но пью; знаю, что грешно ненавидеть кого-либо, но ненавижу; знаю, что грешно злословить, но злословлю; знаю, что грешно помнить зло, но помню; знаю, что грешно быть блудником, или вором, или материться, или курить, но даю победить себя и совершаю эти грехи. Так мы искушаемся слева очевидным злом. Искушение справа Искушение справа бывает двух видов. Первый – когда мы верим в сны и видения и, веря в них, бываем прельщены бесами. Бесы принимают образ Христа, образ Пресвятой Богородицы, образ святых, мучеников, как говорит апостол Павел: сатана принимает вид Ангела света (2Кор. 11, 14). Если мы верим в эти наваждения и сны, то мы искушаемся справа. Есть ещё и другое искушение справа – когда мы совершаем доброе дело с плохой целью, а не во славу Божию, и не имеем смирения; тогда мы строим, положив в основание тень. Искушение сверху Искушение сверху тоже бывает двух видов. Когда мы берёмся за подвиг, превышающий нашу физическую или интеллектуальную силу. Подвиг нужно совершать с рассудительностью, в меру сил каждого. Никому нельзя предпринимать подвиг выше своих сил. Великий Василий говорит: «Мера воздержания берётся по мере сил каждого». Не все могут в равной мере поститься, или класть земные поклоны, или подавать милостыню. Каждый в свою меру и по силе своей пусть совершает добродетель. Когда ты берёшься за подвиг выше своих сил, диавол смеётся над тобой. Знаешь, что это напоминает? Это как если бы ты схватил тяжёлый мешок, который тебе совсем не по силам; пронесёшь его чуть-чуть да и забросишь куда подальше. Искушением сверху является и то, когда мы исследуем Священные Писания превыше сил нашего разумения. Святой апостол Павел говорит: «Пока вы были младенцами, я питал вас словесным молоком Евангелия, потому что вы не были в состоянии есть твёрдую пищу» (см.: 1Кор. 2). А святой Григорий Нисский говорит: «Не сокрушайте костей Писания, имея молочные зубы разумения!». Ибо мы хотим вникнуть в то, чего не понимаем, чего не читали у святых отцов и о чём нет толкования даже у величайших в мире богословов. Подобная пытливость проистекает из гордости, и если человек не смирится, он доходит до безумия, хулы и ереси. Искушением сверху были прельщены все сектанты, все еретики от начала мира, ибо они хотели понять Писания своим умом. Священное Писание – это бездонный источник, ибо оно – премудрость Божия. Писание подобно морю, не имеющему дна. Если я не умею плавать, но бросаюсь в пучину, то не море будет тому виной, что я утону: это я, наглый и дерзкий, полез в глубину, превышающую мой рост, и утонул. Святой Григорий Богослов сравнил исследование Священных Писаний с пропастью, сказав: «И необузданное созерцание высот может привести нас в пропасть». Поэтому исследование Священных Писаний превыше нашего разумения является искушением сверху. Искушение снизу Это когда мы не хотим делать доброе дело, которое нам под силу. Я мог бы поститься8 до вечера, но ленюсь. Я мог бы подавать больше милостыни, но жадничаю. Мог бы класть больше поклонов, но не делаю этого. Мог бы бодрствовать подольше, но не бодрствую. Мог бы молиться больше, но не молюсь, а, как говорят крестьяне, гоняю лодыря. Когда мы не поднимаемся в делании добродетелей по силам нашим до того уровня, до которого должны подняться, мы искушаемся снизу, то есть диавол тянет нас вниз от той меры, той планки добродетели, которую мы должны совершать. Искушение извне Искушение извне входит через пять наших чувств, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, которые святые пророки называют окнами души. Через эти пять чувств человек впускает огромные грехи в свою душу, если не имеет трезвения внимания и хранения ума. Пять чувств – это пять наших естественных каналов, через которые диавол вливает в нашу душу всяческие страсти и зло. Бесы используют также ещё одно искушение, большее этих пяти чувств, – воображение. Воображение утончённее пяти чувств, но грубее ума. Воображение называется также чувством вообще. Оно ведёт с душой брань во время искушения не только тем, чтό она видела, но и тем, что слышала, вкушала, обоняла и осязала. Оно пленяет пять чувств и задаёт брань душе. Поэтому труднее хранить воображение, чем пять чувств и даже сам ум. Искушение изнутри Изнутри выходят все наши грехи, то есть из сердца, как сказал Спаситель апостолам: не то, что входит в уста, оскверняет человека, – тогда речь шла об умовении рук, – но то, что выходит. Ибо исходящее из уст из сердца выходит. Из сердца исходят прелюбодеяния, убийства, гордость, оскорбления (ср.: Мф. 15, 11, 18–19). Как из ада, выходит всё это из нашего сердца, и поэтому каждый раз, когда это выходит из сердца, мы искушаемся искушением изнутри. Святой Климент говорит: «Поставь ум стражем у врат сердца твоего, чтобы он не принимал ни идущее извне, ни исходящее изнутри!» Останавливай исходящее изнутри молитвой «Господи Иисусе»,останавливай приходящее извне размышлением о муках адовых, блаженстве рая, о молитве и иных добродетелях". Если статья или цитата Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, делайте репост, подписывайтесь на группу и рекомендуйте ее знакомым!

Теги других блогов: бесы искушение духовная борьба